Система работы с одаренными детьми
Программа развития одаренных детей
Программа «Одаренные дети» на 2017-2022 годы (скачать)
Цель программы:
создание благоприятных условий развития и саморазвития одаренных и способных детей на основе высокопрофессионального психолого-педагогического сопровождения.
Задачи программы:
- создание оптимальных условий для выявления, поддержки и развития одаренных и способных детей;
- формирование новой образовательной практики для одаренных и способных детей; освоение в образовательном процессе технологий и методик, направленных на развитие нестандартности научного и художественного мышления обучающихся, их духовно-нравственного становления;
- расширение сфер взаимодействия урочного и дополнительного образования;
- расширение сотрудничества с научными и творческими учреждениями, семьями обучающихся;
- создание условий для сохранения и развития здоровья одаренных детей;
- подготовка педагогов, способных высокопрофессионально выявлять, организовывать обучение и воспитание одаренных и способных детей;
- популяризация успехов одаренных детей.
Мероприятия с одаренными детьми
Организация исследовательской работы учащихся в школе
1 – 4 классы | Подготовительный этап: Формирование навыков научной организации труда. Вовлечение в активные формы познавательной деятельности. Формирование познавательного интереса. Выявление способных учащихся | Формы: Урок. Внеклассная работа. Предметные недели. Кружки эстетического цикла. Секции. |
5-7 классы | Творческий этап: Совершенствование навыков научной организации труда. Формирование познавательного интереса. Творческое развитие учащихся. Индивидуальная работа со способными школьниками. | Формы: Урок. Внеклассная работа. Предметные недели. Школьные олимпиады. Факультативы. Конференции. Кружки. Секции. |
8-9 классы | Развивающий этап: Совершенствование навыков научной организации труда. Развитие и расширение познавательных интересов учащихся. Формирование исследовательских навыков. Развитие информационной культуры учащихся. | Формы: Урок. Внеклассная работа. Предметные недели. Олимпиады. Факультативы. Конференции. Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов. Элективные курсы (9 классы). |
10-11 классы | Исследовательский этап: Совершенствование исследовательских навыков. Совершенствование информационной культуры учащихся. Самостоятельное применение учащимися знаний умений и навыков. | Формы: Урок. Внеклассная работа. Предметные недели. Олимпиады. Факультативы. Элективные курсы. Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов и исследовательских работ. |
План реализации программы
Этап | Мероприятия программы |
2017-2018учебный год — | Изучение нормативно-правовой базы, подзаконных актов Анализ итогов деятельности педагогического коллектива, материально-технических условий по работе с одаренными учащимися за 2016-2017гг. Участие в муниципальном и региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Описание системы работы с одаренными учащимися. Участие в конференциях. Разработка Программы «Одаренные дети». Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях. |
2018-2019 учебный год | Диагностика склонностей учащихся. Разработка паспорта учреждения, работающего с одаренными детьми. Методический семинар для педагогов школы «Исследовательская деятельность учащихся» (по плану семинара). Участие в конференциях. Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях. Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися. Разработка и утверждение программ спецкурсов, элективных курсов. Разработка методических рекомендаций по основам научного исследования школьников. |
2019-2020 учебный год | Диагностика склонностей учащихся. Участие в конференциях. Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях. Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися. Разработка и утверждение программ спецкурсов, элективных курсов. Разработка методических рекомендаций. |
2020-2021учебный год | Диагностика склонностей учащихся. Участие в конференциях. Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях. Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися. Разработка и утверждение программ спецкурсов, элективных курсов.Разработка методических рекомендаций. |
2021-2022учебный год | Анализ результатов программы.Создание сборников авторских образовательных программ по работе с одаренными и способными детьми.Выпуск сборников творческих и исследовательских работ обучающихся.Проведение научно-практической конференции и мастер-классов. |
Предполагаемые результаты
• увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;
• повышение качества образования и воспитания школьников в целом;
• положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, конференций различного уровня;
• повышение социального престижа школы.
Критерии эффективности реализации программы работы с одарёнными детьми:
1.Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение
числа таких детей.
2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях,
к которым у них есть способности.
3. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
4. Повышение уровня владения детьми обще предметными и социальными
компетенциями, увеличение числа таких детей.
Возможные риски
• неправильное или неадекватное выявление одаренности ребенка, что может привести к тому, что ребенок, ранее проявлявший способности в избранной им деятельности, может не достигнуть высоких результатов. И, как следствие, не оправдать возложенных на него надежд. В результате у него может сформироваться заниженная самооценка, проявления истинной одаренности снизятся;
• рост и углубление социальной, интеллектуальной и педагогической пропасти между «одаренными» и «обычными» школьниками, невнимание к последним. Это приведет к тому, что потенциально одаренные дети, чью одаренность в силу обстоятельств не удалось выявить, не смогут в полной мере проявиться и тем самым не войдут в число одаренных.