Активные формы работы с родительским сообществом и учениками для повышения результатов обучения

Залогом успешной учебной и воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родителями,  семья оказывает большое влияние на процесс развития личности ребенка. Следовательно, сделать родителей активными участниками педагогического процесса – это важная и ответственная задача учителя. Именно поэтому значительное место в воспитательной работе занимает работа с родителями.

В одиночку, без поддержки со стороны общества, родителям порой трудно справиться со столь серьёзной задачей – воспитать из ребёнка личность, гражданина своей страны. И именно школа должна осуществлять помощь родителям в организации семейного и общественного воспитания.

Только совместная работа педагогов и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из его участников.

Как вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс?

Поскольку родители являются социальными заказчиками школы, они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в школе и в своих классах. Иногда можно слышать от педагогов, что родители не хотят и слышать о том, чтобы что-то сделать в классе, в лучшем случае — предлагают материальную помощь. Однако родители должны и могут активно участвовать в управлении школьной жизнью.

Активные формы работы с родителями:

— работа с родительским комитетом

— родительские собрания

— индивидуальная работа с родителями.

Деятельность школьного и классного родительского комитета это активное участие родителей в школьной жизни ребенка. В родительский комитет входят самые инициативные интересующиеся и опытные родители. Родительский комитет осуществляет свою деятельность на основе Положения о родительском комитете школы, Устава учебного заведения. В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации родительских собраний, установления контактов с родителями или людьми, их заменяющими, организации в классе мероприятий.

Родителей  привлекать к проведению разовых классных часов. Эти классные часы могут быть связаны с профессиями самих родителей, миром их интересов и увлечений, предприятиями, на которых они трудятся.

Классный руководитель, привлекая родителей к участию в воспитательной работе в классе, должен обратить самое серьезное внимание на поощрение самых активных родителей в жизни класса. Эта традиция должна сохраняться в течение всего времени обучения учащихся класса. Формы поощрения родителей могут быть самыми разнообразными — грамоты или  благодарственные письма.

Проведение родительских собраний

Родительское собрание – одна из ведущих групповых форм работы с родителями. По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими, итоговыми.

Текущие родительские собрания – это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий и праздников.

Тематические родительские собрания – это собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей класса. Тематические родительские собрания, как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей.

Итоговые родительские собрания – это собрания, в задачу которых входит подведение результатов коллектива за определенное время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребенка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть.

Собрание, проводимое в начале года, можно назвать первичным, т.к. на первой встрече с родителями учитель сообщает цели и задачи обучения, поставленные на этот учебный год; проясняет степень готовности учащихся к началу учебного года. Также именно на этом собрание проходят выборы в члены родительского комитета, определение его плана работы на год.

Каким бы по своей цели не было собрание, в любом случае оно должно быть тщательно продумано и спланировано. В ход проведения тематического собрания возможно включение деловых и ролевых игр, направленных на рассмотрение и нахождение выхода какой-либо конфликтной ситуации в отношениях с ребенком. На такие собрания можно пригласить школьного психолога, медицинского работника, и др. Важно лишь помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда в нем есть потребность со стороны взрослых, а педагог, который его готовит, авторитетен в глазах родителей.

Индивидуальная работа с родителями

Индивидуальная работа с родителями может проходить в форме беседы, телефонный разговор, переписка, консультации или посещения семьи ребенка на дому. Поводом может стать:

— результат наблюдений педагога за ребенком,

— проблемы в общении ребенка с классом и педагогами,

— инициатива самого ребенка, связанная с семейной ситуацией,

— инициатива родителей, желающих разрешить вопросы, возникающие в процессе воспитания ребенка.

Индивидуальные консультации помогают установить более тесные связи с родителями, анализировать причины положительных и отрицательных проявлений школьников, поддерживать единые требования к нему в школе и дома, подбирать эффективные меря воздействия на ребенка.

Если в этом есть необходимость, в ходе консультации родители получают возможность встретиться со специалистами и организовать дополнительное консультирование ребенка.

Каждая консультация или беседа должна классным руководителем тщательно анализироваться. Результаты посещения на дому, консультации фиксируются в дневнике классного руководителя, они являются руководством к действию для последующих встреч с семьей.

РАЗНООБРАЗИЕ АКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ С КЛАССОМ

•          Лекторий

•          День открытых дверей

•          Праздник в классе

•          Психолого-педагогическая диагностика

•          Час общения с интересным человеком

•          Тематический тренинг

•          Круглый стол с педагогами

•          Вечер вопросов и ответов

•          Экскурсии и походы

•          Общешкольные акции

•          День здоровья

Лекторий для родителей

Это одна из форм психолого-педагогического просвещения родителей. Задачи лектория многообразны: познакомить родителей с системой обучения, дать практические советы и рекомендации по воспитанию ребенка в семье и др. Лекция – это устное изложение материала, в ходе ее возможно использование приемов, привлекающих внимание: наглядные пособия, ТСО, примеры из практики. Большой интерес вызывают бинарные лекции, которые готовятся и проводятся несколькими людьми: учитель и психолог, психолог и учителя-предметники и т.д. Во время такой лекции есть возможность сравнить позиции разных специалистов и определить свое отношение к обсуждаемой проблеме.

День открытых дверей

Проведение такого дня предполагается 1 раз в году. В этот день родители могут посетить любой урок. Такая форма работы с родителями дает им возможность увидеть реальные успехи своих детей в учебе и труде. У них укрепляется вера в возможности детей.

Презентация опыта воспитания

Это передача положительного семейного опыта воспитания детей посредством рассказа родителей о своих приемах, методах и формах воспитания, о традициях, семейных праздниках, об организации совместного досуга. В таком мероприятии важно участие каждой семьи.

Психолого-педагогическая диагностика

Также является одним из стержневых компонентов педагогического процесса. Ее цель – выявление достижений и пробелов семейного воспитания школьников, а также отношения родителей к организации процесса обучения и воспитания детей в данном образовательном учреждении.

Час общения с интересным человеком

Для учащихся приход в класс гостей всегда интересен. А когда этим гостем еще является их близкий и родной человек, их радости просто нет предела. Такие встречи порой проводятся в канун профессиональных и государственных праздников. Гости рассказывают о своей жизни и о работе, дают ребятам советы, отвечают на их вопросы. А учащиеся всегда благодарят их за рассказ, выполнив какой-нибудь подарок своими руками.

Рефлексия. Подведение итогов совместной работы учителя и родительского коллектива.

Заключительным этапом совместной работы родителей, детей и учителя является подведение итогов работы. Анализ деятельности позволяет оценить значимость мероприятий, осознать ошибки, проанализировать пути дальнейшего продвижения в сфере воспитания детей. Оценке результативности подвергается как отдельное мероприятие, так и работа в целом за четверть и год. Важно совместно с родительским комитетом отмечать ребят, которые проявили себя в учебе, спорте, коллективных трудовых делах, и родителей, которые оказали практическую помощь классу.

Работа с родителями– неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. Эта работа приносит успех, если она, будучи систематической и научно обоснованной, органично включается в общую педагогическую деятельность классного руководителя.

Элементами системы работы с родителями являются:

•          изучение семьи, ее уклада, микроклимата, характера воспитательной деятельности;

•          установление и поддержание единых требований школы и семьи в воспитании детей;

•          последовательное психолого-педагогическое просвещение родителей;

•          систематическое взаимное информирование о ходе развития школьника;

•          принятие решений, способствующих успешному обучению и воспитанию детей;

•          оказание практической педагогической помощи родителям в случае необходимости;

•          содействие в установлении связи семьи с общественностью в целях улучшения воспитания детей;

•          привлечение родителей к внеклассной учебно-воспитательной работе с учащимися в школе и вне ее.

Работа с родителями требует от классного руководителя умения устанавливать доверительные и деловые отношения с ними, педагогического такта, выдержки, последовательного и неотступного внимания.

У школы и семьи единая цель – развитие и воспитание детей. У них общие подходы к воспитанию, во многом общие методы и средства педагогического воздействия, общие представления о результатах воспитания.

Активные формы работы с учащимися

С проблемой вовлеченности учеников сталкиваются все учителя. Дети могут отвлекаться, разговаривать, заниматься посторонними делами. Такому поведению есть множество причин: неблагоприятная обстановка в семье, гиперактивность ребенка, отсутствие желания учиться, незаинтересованность в предмете.

Если с психологическими причинами поможет справиться школьный психолог, то сделать урок более интересными и увлекательным — задача учителя.

1. Использование различных методик преподавания

Школьникам тяжело несколько часов подряд усваивать новые знания, ведь кроме  урока у них есть и другие. Чем креативнее ваше занятие — тем больше шансов, что материал будет полностью усвоен.

2. Создаём дружественную и доверительную атмосферу

Международные исследования подтверждают, что положительные отношения между учителем и учениками влияют на многие показатели: обеспечивают чувство безопасности, развивают навыки общения со сверстниками, поднимают самооценку и улучшают академические успехи.

Лучший учитель для школьников — это тот, кому они могут довериться, обратиться с любым вопросом, не касающимся темы урока.

3. Технологии — помощник учителя

Использование современных технологий даст  большое преимущество: правильно подобранные цифровые инструменты подсказывают разные методики, экономят время, мотивируют детей и позволяют отслеживать результаты.

Время урока ограничено, поэтому выполнений заданий на время неизбежно создает стрессовую ситуацию для ученика: кто-то справляется за отведенное время, но многие ученики не успевают. Обратный отсчет нервирует и не дает сосредоточиться. Технологии помогают выстроить индивидуальное обучение. Каждый ребенок не ограничен по времени и может работать в своем темпе.

4. Проектная работа

Проектная деятельность — это способ максимально вовлечь в работу весь класс.

Во время работы над проектом дети учатся выявлять проблемы и ставить цели, искать информацию и планировать свои действия, анализировать и делать выводы.

Проектная деятельность — это возможность развить навыки командной работы. Нужно просто поделить учеников на группы, например, с учетом их интересов, увлечений или навыков.

Задача учителя — дать общее направление работы, помочь с определением целей, высказывать предположения и просто наблюдать.

5. Даём ученикам свободу выбора

Еще один способ повысить вовлеченность учеников — дать им немного свободы и самостоятельности.

6. Добавляем элемент игры

Обучение — самая важная функция любой игры, ведь с самого рождения дети привыкают учиться через игры. Игровые элементы в уроке снимут напряжение и помогут закрепить новый материал. Игра на уроке — это еще и дружеское соревнование. Ученики стремятся обогнать друг друга, быть лучше, поэтому полностью вовлекаются в процесс.

7. Добавляем больше жизни

Ученикам проще вовлечься в происходящее, когда они понимают, как это связано с реальной жизнью.