Внутришкольные механизмы объективного мониторинга качества подготовки обучающися

Под мониторингом в образовании понимается система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз его развития.

Понятие «мониторинг» не имеет однозначного толкования. В общем виде его можно определить как постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявить его соответствия желаемому результату или исходному положению.

Принципы организации внутришкольного мониторинга.

1.Объективность. Указанный принцип предполагает максимальную независимость от субъективных влияний на этапах сбора, хранения и обработки информации.

2.Сравнимость и сопоставимость данных. Это требование обусловлено тем, что отслеживание результатов функционирования системы предполагает использование разнообразных методов при изучении различных сторон деятельности коллектива школы, как в статике, так и в динамике.

3.Адекватность данных изменяющимся внешним условиям деятельности.

4.Прогностичность данных. Принцип предполагает получение информации, обеспечивающей прогноз наиважнейших для школы явлений, социальных состояний, результатов деятельности.

5. Совершенствование технологии мониторинга системы образования в школе;

 6. Выделение наиболее типичных признаков успеха или неуспеха организационно-управленческой деятельности.

 Для администрации школы всегда важно иметь оперативную, точную и объективную информацию о текущем состоянии учебного процесса. Это позволяет своевременно осуществить методическую поддержку учителей, внести требуемые коррективы в учебно-воспитательный процесс и, как следствие, приводит к повышению качества образовательного и воспитательного процесса в школе. Такую информацию на школьном уровне могут предоставить регулярно проводимые мониторинговые исследования, которые являются необходимым инструментом анализа различных сторон учебного процесса.

Результаты мониторинга обрабатываются как в целом по школе, по классу, по предмету, так и по каждому учащемуся и учителю в отдельности, причем все рассматривается в динамике, как в течение учебного года, так и по сравнению с предыдущим учебным годом. На основе результатов мониторинга качества образования администрацией школы проводится большая методическая работа. Она включает в себя работу и по оказанию методической помощи учителю.

По подготовке к государственной аттестации выпускников в школе проделана определенная работа. Создана база данных выпускников 9 и 12 классов, а также  учителей-предметников. В школе разработан план-график по подготовке и проведению экзаменов в 2019-2020 учебном году. Работа по информированию всех участников началась с сентября. Для организации подготовки к ЕГЭ  и ГИА выпускников, их родителей, учителей были проанализированы издания, необходимые для информационно-методического обеспечения, были приобретены  контрольно-измерительные материалы по всем предметам, запланированы пробные экзамены.В целях информирования о ходе подготовки к ЕГЭ и экзаменов в новой форме в 9 классе были проведены родительские и ученические собрания, оперативные совещания, совещания при директоре.Разработан  план подготовки обучающихся к ОГЭ, ЕГЭ. Администрацией школы были посещены уроки в 9 и 12 классах с целью анализа работы по подготовке к экзаменам.  Учителями собран  материал, оформлен стенд по подготовке к экзаменам.

Сформировано 5 классов  комплектов-  3 очная, 2 заочная форма обучения.  Из них: 9 класс- 23 учащихся. 12 класс – 6 учащихся.

12 класс

Русский язык.

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 12 классе  ведется по  плану. В течение года осуществляется повторение вопросов, включенных в ЕГЭ. После каждого блока повторения проводится контроль знаний. Учитель использует тематические тесты, по форме приближенные к ЕГЭ.  Проводится работа над ошибками,   сложные темы прорабатываются коллективно и индивидуально.

Отдельно строится работа над сочинением — эссе. Предварительно дается план с ключевыми словами и фразами, образец сочинения. Затем идет работа с черновиками: чтение вслух отдельных частей, рецензирование и выявление ошибок учителем и учениками. Далее работы собираются и оцениваются учителем по тем критериям, которые предусмотрены при оценивании ЕГЭ. Учитель проводит индивидуальные консультации по мере потребности.  В собеседовании с учителем было отмечено, что не все учащиеся работают на достаточном уровне.Для подготовки к ЕГЭ учитель использует тесты и  КИМы.

Математика.

В 12 классе проводятся контрольные и самостоятельные работы, по форме, приближенные к ЕГЭ. 

В целях адаптации нового формата государственного экзамена по математике и целенаправленной подготовки выпускников в  течение учебного года.

Обществознание

В 12 классе учитель на уроках обществознания дает дополнительные задания тем, кто выбрал ЕГЭ. Вопросы разбираются как на уроках, так и во внеурочное время. Ведется работа с бланками ЕГЭ. На дом даются задания из части С. Выполненные задания (эссе) анализируются   учителем и учениками. Используются такие формы контроля: тесты, письменный анализ текста.

История

По истории в 12 классе работа ведется аналогичная работе по обществознанию.

Биология

В 12 классе после прохождения темы учитель дает всему классу тестовые задания в форме ЕГЭ. Оценивается их выполнение дифференцированно. Повторение курса биологии ведется систематически при помощи   опорных конспектов, схем.

География

По географии  учитель с начала учебного года при выполнении контрольных и самостоятельных работ использует материалы из КИМов. Учитель регулярно  проводит консультации.

9 класс.

В 9 классе проведена  разъяснительная работа для учеников и их родителей по проведению экзаменов в новой форме. На родительских собраниях ознакомились с нормативными документами, реализующими процедуру организации и проведения экзаменов.   В 9 классе  подготовка к итоговой аттестации ведется целенаправленно с сентября. У учащихся есть тетради для подготовки к экзаменам, где накапливается материал от урока к уроку. Подготовка к экзамену проводится на уроках  и дополнительных консультациях.  На консультациях   решаются задания из КИМов. 

Согласно плану внутришкольного  мониторинга, было проведено  мониторинговое исследование  ЗУН учащихся  9-12 классов.

Административный контроль знаний обучающихся является частью внутришкольного контроля и предназначен для определения уровня готовности каждого ученика и класса в целом к дальнейшему обучению, а также для выявления типичных пробелов в знаниях обучающихся с целью организации работы по ликвидации этих пробелов.

Одновременно контроль выполняет функцию среза обученности и качества знаний учащихся класса по предмету и определения перспектив дальнейшего обучения каждого ученика и класса в целом с целью сопоставления этих  результатов с предшествующими и последующими показателями и выявления результативности работы учителя с классом.

Административный  контроль проводился  16.12.2019г и 16.03.2020 года. Учителями-предметниками были составлены  тексты работ в виде тестов, так как основная цель административного контроля – определение уровня обученности учащихся. Количество заданий в тестах определялось временем на выполнение работы и степенью сложности заданий.